Судебный скандал может привести к тому, что Польша станет второсортным членом ЕС | Вид


В четверг, 7 октября, Конституционный суд Польши – суд, который не является полностью независимым и частично состоит из незаконно назначенных судей – вынес вызывающий приговор который якобы нашел некоторые положения Договора о Европейском Союзе несовместимыми с Конституцией Польши. Как должен реагировать Европейский Союз?

Дело Польши, возбужденное лично премьер-министром Матеушем Моравецким, было представлено как вопрос о верховенстве права ЕС и взаимосвязи между Конституцией Польши и договорами ЕС. Но на самом деле это было далеко не искреннее усилие судебного диалога. Между строками заявлений премьер-министра по делу и мнением трибунала вырисовывается четкая картина того, что это дело представляет собой попытку предоставить польскому правительству юридическое прикрытие для его действий в отношении независимости и целостности польских судов.

С момента прихода к власти в 2015 году правительство, сформированное правящей партией Prawo i Sprawiedliwość (PiS), продолжало ослаблять независимость польских судей и демонтировать систему сдержек и противовесов, призванную сохранить разделение между ветвями власти в Польше. Судьи были насильно переведены из одного отделения суда в другое или вовсе отстранены от работы. В одночасье прокурорам было приказано переехать в другой офис в 500 км.

С запозданием – и поначалу недостаточно сильной – Европейский Союз отреагировал на эти угрозы: Европейская комиссия запустила несколько процедур нарушения прав против Польши, а Суд ЕС (CJEU) вынес все более осуждающие решения по этим спорным «реформам». Интерпретируя договоры в свете этих событий, CJEU начал инструктировать польских судей в полной мере применять давний принцип верховенства права ЕС над внутренними законами и, таким образом, предотвращать дальнейшее разрушение демократических основ страны.

Естественно, польское правительство не оценило это насильственное вмешательство в его планы подчинения судебной власти. Сначала правительство сосредоточилось на том, чтобы откладывать и откладывать запросы Европейской комиссии с помощью неискреннего диалога и игнорирования постановлений Европейского суда, одновременно представляя ситуацию как добросовестное несогласие о том, как должен быть создан Европейский Союз.

В этом году такой подход становился все более неприемлемым после того, как Европейский суд по правам человека, орган, не связанный с ЕС, обнаружил, что некоторые элементы польских «реформ» равносильны нарушениям Европейской конвенции о правах человека. Перед лицом международного давления Варшава решила повысить ставки и обратилась в Конституционный трибунал в поисках юридического костыля, который правительство могло бы использовать для оправдания своего отклонения решений СЕС и преследования польских судей, которые отказываются сдвинуться с места и продолжать уважать законы ЕС. Трибунал предоставил именно это.

Решение трибунала, принятое на прошлой неделе, стало очередным обострением этого кризиса. Юридически учреждения ЕС и другие государства-члены не связаны этим беспрецедентным постановлением. Будем надеяться, что другие суды польской судебной системы откажутся уважать ошибочное решение, вынесенное некорректным трибуналом.

Кризис – это «полексит»? Вряд ли, поскольку нельзя сравнивать решение политически мотивированного суда с применением статьи 50, официального решения о выходе из ЕС, которое должно быть принято правительством, обычно после референдума, как в случае с Великобританией. Но последствия нарушения Варшавой правопорядка ЕС могут быть далеко идущими, потенциально превратив Польшу во второсортного члена блока.

CJEU может, например, сделать вывод, что верховенство закона в стране подорвано до такой степени, что системы правового сотрудничества ЕС, такие как Европейский ордер на арест, больше не могут применяться в отношении Польши. Этот потенциальный «легальный полексит» может закончиться тем, что Польша окажется частично вне правового режима ЕС, что нанесет невероятный ущерб всем участникам.

ЕС должен ответить на этот вызов. Брюссель может использовать несколько инструментов. Процедуры нарушения прав, проводимые Комиссией с последующим возбуждением дела в CJEU, являются естественным вариантом, хотя этот вариант был опробован и опробован в Варшаве с сомнительными результатами.

Но гораздо эффективнее применение финансового давления. Комиссия уже удерживает одобрение польского плана восстановления в размере 36 миллиардов евро и ожидает, что CJEU наложить на Варшаву ежедневные штрафы из-за своего отказа выполнить предыдущий приговор Люксембурга.

Новое верховенство закона механизм обусловленности, который связывает выплату средств ЕС с соблюдением основных прав, может, наконец, начаться после почти 10 месяцев бездействия. Этот механизм сталкивается с юридическими проблемами из Венгрии и Польши в Суд. Но аргументы обеих стран слабы, и их доводы перед Люксембургом – явная попытка воспрепятствовать усилиям Комиссии. Брюсселю не следует ждать окончания судебного разбирательства, прежде чем задействовать механизм и приостановить выделение средств ЕС тем странам, которые нарушают законы ЕС.

Остальным странам-членам тоже не следует сидеть сложа руки. В то время как несколько столиц выступили с решительными заявлениями после вердикта на прошлой неделе и выразили свою полную поддержку Комиссии, есть место для дипломатии и давления, чтобы помочь Брюсселю.

Важно отметить, что другие страны могут подать на Польшу в суд в Европейском Суде по Европейскому Союзу из-за ущерба, нанесенного верховенству закона и опасности для правопорядка ЕС. Такие дела докажут, что их риторика подкреплена конкретными действиями и может привести к быстрым последствиям, если истцы потребуют временных мер, чтобы остановить некоторые из наиболее вопиющих действий правительства Польши.

Однако в некоторых столицах такой судебный процесс считают слишком политическим и рискованным для двусторонних отношений. Эти опасения не помешали Чешской Республике, соседу и часто лояльному партнеру Польши, от возбуждение межгосударственного дела об экологическом ущербе, нанесенном польской электростанцией в Туруве. Чехов не сдерживала перспектива испортить отношения со своими друзьями, как и другие страны ЕС, которые гордятся тем, что они «друзья верховенства закона».

Кроме того, государства-члены не должны принимать формулировку этой ситуации как конфликта «Польша против Европейского Союза». Поляки не хотят выходить из союза: несмотря на сильно поляризованное общество, опросы общественного мнения показывают, что ЕС намного популярнее, чем само правительство PiS.

Партнеры Польши в ЕС должны ощутимо доказать, что они на стороне независимых судей и прокуроров, которые находятся под все возрастающим давлением. Нет смысла колебаться.

Якуб Ярачевски – координатор исследований в Democracy Reporting International (DRI), берлинской группе, занимающейся анализом демократических событий во всем мире.

Эта статья является частью еженедельного политического информационного бюллетеня Euronews «Брифинг». Нажмите здесь, чтобы подписаться.



Переведено на русский

Поделитесь этой информацией с тем, кому это может быть интересно:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии